Все новости

ХХI Международный фестиваль камерных спектаклей

10 ноября в ЦК «Русич» прошел спектакль «Кроткая», театра «Комната 4»
10 ноября на сцене ЦК «Русич», в рамках ХХI Международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского, прошёл спектакль «Кроткая», театра «Комната 4» г. Москва.

Спектакль показал трагическое недоразумение по роману Ф.М. Достоевского.

У героев спектакля «Кроткая» по одноименной повести Ф.М. Достоевского нет имен – и это закономерно. Ведь они, как это часто бывает у Достоевского, не утрачивая индивидуальных черт, перерастают в символические образы и живые воплощения трагедии человеческого духа.

Причина этой трагедии – страсть. Но какая: любовь или самолюбие, гордыня или жажда справедливости? Этот вопрос не дает покоя отставному штабс-капитану после того, как избавленная им от нищеты и унижений кроткая супруга выбрасывается из окна. С этого момента жизнь героя утрачивает смысл и он пытается найти объяснение страшной катастрофе. Исповедь героя обращена к супруге и посвящена ей, но голос самой Кроткой в спектакле звучит нечасто. Она лишь эхом отзывается на слова мужа, поет, читает молитвы, изредка роняет, на первый взгляд, незначительные фразы, которые легко разрушают стройные логические построения штабс-капитана и открывают новые измерения в драме.

«Кроткая» – история о неизбывном одиночестве человека, о душевной нечуткости, о губительном внутреннем разладе. Случайная встреча героев могла стать началом новой жизни, они могли спасти друг друга – а вместо этого друг друга погубили. Он мечтал о привязанности и понимании, но, мучаясь воспоминанием о пережитом унижении и мечтая взять реванш, невольно превратил жену в средство достижения своих целей – и потерял ее. Она хотела любить, но, не разглядев за маской самоуверенного ростовщика человека слабого и ранимого, научилась только ненавидеть – и, раздавленная сознанием собственной вины покончила жизнь самоубийством. Он погубил ее своей любовью. Она погубила его своим раскаянием.

Впрочем, вероятно, что в этой истории все было по-другому: поступкам героев Достоевского трудно найти рациональное объяснение, а их душевное состояние невозможно передать словами.